Власти Москвы возвращают эконом-класс в столицу

Недвижимость во Франции

Правительство Москвы решило отказаться от идеи последних двух лет строить социальное жилье за пределами столицы. По всей вероятности, тем самым городские власти решили экономить деньги во время кризиса и обходиться собственными земельными ресурсами. По мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», это может привести к наращиванию доли строительства жилья эконом-класса в черте города. 

Строительство социального жилья должно осуществляться в пределах Москвы, сообщил недавно мэр столицы Юрий Лужков на заседании городского правительства. Он пояснил, что когда город предлагает москвичам, в том числе очередникам, квартиры за пределами столицы, «возникают вопросы получения льгот, а также прописочные и регистрационные моменты». «Мы имеем достаточно ресурсов для строительства социального жилья в городе на длительный период», — сказал мэр, подчеркнув, что жилье это нужно строить именно в городе. 

На протяжение последних двух лет московские власти придерживались иной точки зрения и активно искали площадки в Московской области для строительства муниципального жилья. В конце 2007 года власти, казалось бы, договорились с владельцами земли о совместной реализации проекта «Светлый город» в городе Электроугли Ногинского района. Планировалось, что для московских очередников там будет построено около 1 млн кв. м жилья.  

На этом планы по экспансии в Подмосковье не остановились. Весной прошлого года Юрий Лужков заявил о том, что власти будут наращивать объем земельных участков под муниципальное жилищное строительство. Тогда же он поставил перед департаментом имущества г. Москвы задачу приобрести участки в Московской области на коммерческих условиях. Глава департамента Владимир Силкин тогда сообщал, что город рассчитывает купить около 50 га земли на территории Московской области. Однако, в каких именно районах, на каком расстоянии от Москвы и по какой цене, не сказал. 

Читайте также  Элитное жилье в Москве: жадность побеждает страх

Московские власти вели переговоры и с другими девелоперами, которые занимались возведением городов-спутников. Переговоры курировал бывший московский чиновник, а сейчас – глава корпорации «СХолдинг» Алексей Шепель. По его словам, город обращался с предложением о совместной реализации девелоперских проектов к таким компаниям как «Комстрин» (проект в Дмитровском районе), Coalco (проект в Домодедовском районе), «Евразия Сити» (проект в Домодедовском районе), «Абсолют» (участки в Красногорском, Одинцовском и Солнечногорском районах) и «Знак» (участки в Красногорском, Дмитровском, Солнечногорском и Раменском районах). 

Однако с тех пор о каких-то крупных приобретениях за чертой Москвы или достигнутых договоренностях так и не стало известно. А в феврале 2009 года мэрия отменила распоряжение и о застройке «Светлого города».  

По мнению специалистов www.irn.ru, немаловажную роль в этом сыграл наступивший кризис, который отрицательно повлиял на привлекательность подмосковных проектов в глазах городских властей. При стоимости участков в Московской области $3-10 тыс. за сотку (именно такие оценки дают участники земельного рынка) 50 га, которые нужны городу, могут стоить $15-50 млн. Это, конечно, небольшая часть бюджета города Москвы, доходы которого на 2009 год прогнозируются в размере 1387 млрд рублей ($41,2 млрд). Однако в бюджет-2009 заложен дефицит в размере 74 млрд рублей ($2,2 млрд). И дополнительные расходы, в том числе на подмосковную землю, городским властям вряд ли нужны.  

К тому же в покупке земли за пределами столицы, похоже, уже нет такой потребности, как раньше. В последние годы значительная часть столичных участков отводилась под строительство жилья бизнес-класса. А многие участники рынка признавали, что при высоких ценах на землю, которые существовали до кризиса, строить жилье эконом-класса в большинстве районов города просто нерентабельно.  

Читайте также  Индикаторы рынка купли-продажи коммерческой недвижимости Москвы (9-15 июня 2014 г.)

Теперь, по мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, большое количество площадок под жилье бизнес-класса в Москве больше не понадобится. Многие компании этого сегмента рынка испытывают проблемы с продажей существующих площадей и получением банковских кредитов, поэтому вряд ли у них будут ресурсы для освоения новых проектов. Например, «Дон-Строй» для завершения начатых проектов был вынужден выставить на продажу свой торговый центр «Щука», стоимость которого оценивается примерно в $350 млн. 

У застройщиков жилья эконом-класса тоже нелегкие времена, однако они могут рассчитывать на поддержку в виде заказов от московских властей. Как заявлял глава строительного комплекса столицы Владимир Ресин, в 2009-2010 годах планируется построить около 3 млн кв.м социального жилья. Это примерно половина общего объема строительства в Москве.  

Кроме того, некоторые компании, которые строят жилье эконом-класса, и сами дают понять, что их финансовое положение плачевным назвать нельзя. И даже в кризис они имеют возможность не снижать объемы работ. Так, например, СУ-155 недавно заявила, что в 2009 году планирует увеличить объемы строительства до 1,8 млн. кв. м по сравнению с 1,4 млн кв.м в прошлом году.  

Таким образом, если число новых проектов в сегменте жилья бизнес-класса сократится, есть основания ожидать, что доля строящегося жилья эконом-класса в столице начнет расти, отмечают аналитики www.irn.ru. В первую очередь от этого выиграют покупатели недорогих квартир. Они получат возможность выбирать квартиры в новостройках не только на окраинах, но и в близких к центру районах Москвы. Увеличение объема предложений позволит снять часть спроса со вторичного рынка и сделать жилье эконом-класса в целом более доступным для покупателей.

About the Author